- ФРЕТИНГ-КОРРОЗИЯ
- коррозия при трении, локальное разрушение на границе 2 контактирующих поверхностей, находящихся под большой нагрузкой и подвергающихся небольшому относит, перемещению. Фретинг-коррозия состоит из 2 процессов: механического (трение и изнашивание) и физико-химического (структурные и фазовые превращения в приповерхностных слоях металла) . Возникает в воздухе, морской воде, чистом аргоне. Характерным примером является Фретинг-коррозия вало-винтового комплекса и других судовых конструкций и механизмов, имеющих подобные контактирующие поверхности, подверженные вибрации. Под влиянием Фретинг-коррозии снижается условный предел выносливости стальных валов, работающих в контакте с втулками из стали, латуни, дюралюминия, пластмасс, резины. Понижение температуры и увеличение контактной нагрузки повышают скорость Фретинг-коррозии; с увеличением длины втулки Фретинг-коррозия усиливается во всех средах. В агрессивных средах к Фретинг-коррозии добавляется щелевая коррозия. Способы снижения Фретинг-коррозии: создание конструкций, максимально исключающих вибрацию и взаимное перемещение трущихся поверхностей; применение материалов, оптимально отвечающих условиям работы; использование барьерных материалов между 2 трущимися поверхностями, в частности нанесение осадков мягких металлов; фосфатирование и пропитка фосфатной пленки минер, маслами и обычными смазками; исключение доступа кислорода к опорным трущимся поверхностям; повышение твердости сопрягаемых поверхностей специальной обработкой.
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.